Администрация Байдена в пятницу восстановила некоторое ослабление санкций в отношении атомной программы Ирана, поскольку переговоры, направленные на спасение томящейся ядерной сделки 2015 года, вступают в критическую фазу.
В то время как американские переговорщики возвращаются в Вену на сессию, которая может стать заседанием, госсекретарь Энтони Блинкен подписал несколько отказов от санкций, связанных с гражданской ядерной деятельностью Ирана. Этот шаг отменяет решение администрации Трампа отменить их.
Исключения в конечном итоге предназначены для того, чтобы побудить Иран вернуться к сделке 2015 года, которую он нарушает с тех пор, как бывший президент Дональд Трамп вышел из соглашения в 2018 году и вновь ввел санкции США. В краткосрочной перспективе исключения освободят иностранные государства и компании, которые работают в гражданском ядерном секторе Ирана, от американских штрафов.
Официальные лица США заявили, что это имеет решающее значение для создания поддержки для возвращения к сделке, и отрицали, что они предоставляют Ирану какие-либо уступки. Чиновники заявили, что отказы необходимы для привлечения других сторон сделки - Великобритании, Китая, Франции, Германии, России и Европейского союза - на борт.
«Мы НЕ предоставляли облегчение санкций для Ирана и НЕ БУДЕМ до тех пор, пока Тегеран не вернется к своим обязательствам по СВПД», — написал в Твиттере представитель Госдепартамента Нед Прайс, используя аббревиатуру для официального названия ядерной сделки— Совместный всеобъемлющий план действий.
«Мы сделали именно то, что сделала предыдущая администрация: позволили нашим международным партнерам бороться с растущими рисками ядерного нераспространения и безопасности в Иране», — сказал Прайс.
Администрация Трампа неохотно одобрила исключения, которые применяются к китайским, российским и европейским компаниям, даже после выхода из сделки. Но это закончилось, когда бывший госсекретарь Майк Помпео отменил их в мае 2020 года.
Иран заявляет, что не соблюдает условия сделки, потому что США вышли из нее первыми. Иран потребовал восстановления всех послаблений санкций, которые были обещаны в рамках сделки, чтобы вернуться к соблюдению.
Администрация Трампа прекратила так называемые «ядерные» отказы в мае 2020 года в рамках своей кампании «максимального давления» против Ирана, которая началась, когда Трамп вывел США из сделки в 2018 году, пожаловавшись, что это было худшее дипломатическое соглашение, когда-либо заключенное, и дало Ирану путь к разработке бомбы.
Будучи кандидатом в президенты, Джо Байден сделал возвращение США к ядерной сделке приоритетом, и его администрация преследовала эту цель, хотя с тех пор, как он вступил в должность год назад, был достигнут небольшой прогресс в этом направлении. Представители администрации заявили, что исключения восстанавливаются, чтобы помочь продвинуть переговоры в Вене вперед.
«Отказ в отношении этой деятельности предназначен для облегчения обсуждений, которые помогли бы закрыть сделку о взаимном возвращении к полному осуществлению СВПД и заложить основу для возвращения Ирана к выполнению своих обязательств по СВПД», — говорится в уведомлении Госдепартамента Конгрессу, в котором было объявлено об этом шаге.
«Он также предназначен для обслуживания интересов США в области нераспространения и ядерной безопасности и ограничения ядерной деятельности Ирана», — говорится в сообщении департамента. «Он издается по усмотрению политики с учетом этих целей, а не в соответствии с обязательством или в рамках quid pro quo. Мы сосредоточены на работе с партнерами и союзниками для противодействия всему спектру угроз, которые представляет Иран».
Копия уведомления Госдепартамента и фактические отказы, подписанные Блинкеном, были получены Associated Press.
Исключения позволяют иностранным странам и компаниям работать над гражданскими проектами на иранской атомной электростанции Бушер, ее заводе тяжелой воды в Араке и Тегеранском исследовательском реакторе. Помпео отменил исключения в мае 2020 года, обвинив Иран в «ядерном вымогательстве» за продолжение и расширение работы на объектах.
Критики ядерной сделки, которые лоббировали Трампа выйти из нее, протестовали, утверждая, что даже если администрация Байдена хочет вернуться к сделке 2015 года, она должна, по крайней мере, потребовать некоторых уступок от Ирана, прежде чем заранее предоставить ему облегчение санкций.
«С точки зрения переговоров они выглядят отчаянными: мы откажемся от санкций еще до того, как у нас будет сделка, просто скажите «да» чему-либо!» — сказал Рич Голдберг, ярый противник сделки, который является старшим советником ястребиного Фонда защиты демократий.
Свежие комментарии